Грудничок высовывает язык: почему ребенок показывает язык, жует и держит руку во рту, причины

Почему грудничок высовывает язык и представляет ли это опасность

Когда и почему малыш высовывает язык

Если поведение ребенка кажется странным, нужно внимательно за ним понаблюдать. Ведь он сам еще не умеет говорить, поэтому сообщать о проблемах ему приходится изменениями поведения. Если малыш высовывает язычок всего несколько раз в день, это доступный для него способ общения, который не должен вызывать опасений.

Если же это происходит слишком часто, продолжайте наблюдение. Обратите внимание на реакцию малыша в разных ситуациях и приготовьтесь подробно описать ее педиатру. Варианты могут быть такие:

  • Гримасничанье связано с конкретной ситуацией. В процессе игры оно естественно и является демонстрацией положительных эмоций, попыткой воспроизвести какой-то звук или повторить увиденное у взрослых движение. Оно часто проявляется во время сна или после кормления, но при этом не должно быть частым и нервным.
  • Малыш учится контролировать свои мышцы, но получается пока не очень хорошо. Никого не настораживает, если он беспорядочно шевелит ножками и ручками, а движения язычком туда-сюда тоже становится своеобразной зарядкой.
  • Ребенку не хватает внимания. Если это движение появляется в присутствии мамы или папы, оно указывает что нужно младенца взять на руки, поласкать, покачать, накормить.
  • Начинают резаться зубы. После четырех месяцев во рту появляются неприятные и болезненные ощущения, десны опухают, малыш их все время чешет, в том числе язычком, и пускает слюни.
  • Слишком жарко в помещении. Малышу некомфортно, и он пытается об этом сообщить, а чтобы увеличить испарения влаги и немного охладиться, инстинктивно высовывает язык.

Осмотрите тело ребенка, загляните в ротик. Любое покраснение или сыпь, ухудшение аппетита, апатия свидетельствуют о возникновении проблемы, заставляющей постоянно высовывать язык. Определиться с причиной и избавиться от сомнений по поводу здоровья поможет поход к педиатру.

Особенности физиологии

Встречаются врожденные патологии строения языка, вызывающие непривычное поведение и затрудняющие кормление до года, а в более старшем возрасте приводящие к неправильному произношению и требующие вмешательства логопеда. У некоторых младенцев бывает слишком большой или раздвоенный язык. Он с трудом помещается во рту и буквально вываливается.

Второй проблемой является короткая уздечка – соединение между языком и нижней челюстью – или ее отсутствие. Из-за этого язык становится вялым, неактивным. Обе проблемы не влияют на самочувствие, но вызывают дискомфорт. Иногда они могут уменьшиться с возрастом. Но кардинально решается вопрос при помощи несложной операции, которую ребенок значительно легче переносит в младенчестве.

Когда следует вмешаться, если грудничок начинает высовывать язык

Есть признаки, указывающие на наличие патологии и сопровождающиеся непроизвольными движениями языка. Сами по себе они не страшны, но последствия могут быть очень серьезными:

  • Ребенок плохо спит. Малыш с трудом засыпает, проявляет беспокойство, часто просыпается или вскрикивает во сне.
  • Постоянная нервозность. Ребенок становится раздражительным без видимой причины, часто плачет.
  • При лежании на спине высунут язык. Вероятно, это вызвано наличием пылинки во рту или в гортани, неудачными попытками срыгнуть или опорожнить кишечник.

В этих случаях нужно постараться убрать раздражающие факторы, не посещать шумных и многолюдных мест, гулять на свежем воздухе. Уделяйте малышу больше внимания, следите за его пищеварением.

Некоторые малыши высовывают язык туда-сюда, потому что хотят поиграть

Заболевания, при которых малыш постоянно высовывает язык

В ряде случаев такое поведение свидетельствует о возникновении проблемы – небольшой или достаточно серьезной. Лучше специально не выискивать у малыша тревожных симптомов, но знать о них необходимо, чтобы предотвратить более опасные патологии:

  • Гипотериоз. Это заболевание вызывают нарушения работы щитовидной железы. Возникает, если в течение беременности мама испытывала дефицит йода. Его основными признаками является бледная, с мраморным или желтым оттенком кожа младенца, задержка в развитии, посинение носогубных складок. Язык при этом отекает и не помещается во рту. Диагноз поставит эндокринолог, проведя соответствующие обследования, после чего последует длительное лечение.
  • Гипотонус языка. Если ребенок сонлив, неактивен и медленно набирает вес, это может быть связано с гематомой головы, родовой травмой, эндокринным или инфекционным заболеванием. Нередко проблема проявляется у недоношенных детей. Признаком патологии является вялый, «рыхлый», малоподвижный язык с пониженным мышечным тонусом.
  • Высокое внутричерепное давление. Возникает вследствие сложных родов, нарушений центральной нервной системы, перенесенного менингита. Поведение ребенка становится беспокойным, он запрокидывает голову назад, мало спит. У него увеличенный по сравнению со сверстниками размер головы, медленно затягивается родничок, наблюдаются тремор рук, косоглазие, повышенный тонус мышц. Если возникло подозрение, необходимо проконсультироваться с невропатологом, офтальмологом, пройти диагностику.
  • Атрофия лицевых мышц. Эта проблема затрагивает в основном девочек, проявляется в отсутствии мимики. Малыш не способен улыбаться, при гримасах отсутствуют складки на лбу, лицо кажется окаменевшим. Причина связана с нарушением работы троичного нерва, эндокринных желез и работы вегетативной нервной системы. Она является осложнением после инфекционных заболеваний, травм.
  • Молочница. Болезнь вызывает грибок Candida, поражающий слизистую оболочку. Во рту появляется белый налет, воспаляются и краснеют десны. Грудничок высовывает язык, чтобы уменьшить возникшее раздражение. В этом случае следует сразу показать его педиатру, который определит возбудителя и пропишет мази и полоскания для рта. Избежать этой проблемы поможет соблюдение гигиены, низкоуглеводная диета.
Читайте также:
Соска-пустышка для новорожденного ребенка: разновидности, Avent или Nuk?

Все эти заболевания опасны для здоровья малыша, а высунутый язык – всего лишь одно из проявлений. Самостоятельно поставить диагноз невозможно. Необходимо обратиться к врачу, который проанализирует симптоматику и выберет подходящее лечение с учетом особенностей организма малыша.

Какой бы ни была причина, оставлять без внимания ненормальное поведение младенца нельзя, но и торопиться сразу в больницу чаще всего не обязательно. Если не проявляются острые приступы, причиняющие болезненные ощущения, следует понаблюдать за ребенком некоторое время, убедиться, что симптом повторяется неоднократно, и на очередном осмотре рассказать о нем педиатру. Опасно медлить с лечением при серьезных заболеваниях, но не менее вредно лечить малыша без причины. Лучше диагноз перепроверить, провести дополнительные обследования.

Ребенок высовывает язык? Ждите нарушение прикуса

Формируется привычка дышать ртом, в том числе и во сне, что приводит не только к устойчивому формированию неправильного прикуса во взрослом возрасте и к усилению дисфункции языка. ребенок начинает чаще высовывать язык и использовать всю его мощь (а язык — сильнейшая ротовая мышца) не по назначению, прикладывая дополнительные усилия и давление на зубы.
Обратите внимание — когда ребенок часто высовывает язык, спит с открытым ртом — это очень тревожный симптом. Такая привычка легко переходит с ребенком во взрослый возраст. Про храп, слип апноэ и остальные негативные последствия от этого мы вообще пока не говорим.

А что же происходит с языком у ребенка потом?

А дальше — ротовое дыхание приводит к воспалению аденоидов. Дети с аденоидитами вынуждены высовывать, выдвигать язык вперед и вниз, чтобы обеспечить доступ воздуха через рот, а постоянное межзубное положение языка формирует открытый прикус и создаёт проблемы, которые приходится решать ортодонту. И — логопеду с постановкой звуков и фонацией. У большинства детей открытый прикус формируется в результате привычки прокладывать язык между зубами

Частое в ысовывание ребенком языка нужно воспринимать не как игру или невинную детскую привычку, а как риск формирования зубочелюстных аномалий. И именно в детском возрасте необходимо правильно выстроить эффективное взаимодействие ортодонта с ЛОР-врачом, а при необходимости — и с логопедом.

Дефекты произношения у детей

Уже в 4-5 лет, когда речь ребёнка должна становиться членораздельной и ясной, у многих детей выявляются дефекты речи — проблемы с произношением определенных звуков, смазанная нечёткая речь. И далеко не в каждом случае речевые дефекты может сразу исправить логопед – зачастую сначала необходимо устранить их причины, основой которых нередко являются дисфункции языка, дисфункции мягких тканей челюстно-лицевой области, а также сопряжённые с этим нарушения прикуса. Например, очень часто сосание губы или языка вызывает отклонение резцов внутрь или наружу, что ведёт к открытому прикусу и затрудняет постановку логопедом шипящих звуков.

Пластинки Star Smile в помощь здоровому прикусу у ребенка

Стандартная пластинка Star Smile чаще используется как профилактическая, когда ещё нет изменений прикуса и положения языка, но уже появились предрасполагающие к тому факторы. Потребность ребенка в сосании часто сохраняется вплоть до школьного возраста и порой неразумно поощряется родителями, которым хочется “немного покоя”. Исследования показали, что более 20% детей, приступающих к занятиям в начальной школе, все еще сосут большой палец. Но, чем ребёнок старше, тем более прочно закрепляются у него вредные привычки, и тем труднее ему отказаться от сосания пальца, языка, посторонних предметов.
Авторитет зубного врача или ортодонта поможет убедить ребенка, в том, что привычки высовывать язык и держать палец во рту могут привести к серьёзным нарушениям. И только в этом случае лечение будет успешным, если авторитет врача сработает.
Лечение даже во взрослом возрасте всегда может быть успешным, но на это просто потребуется больше времени и средств.

Вы можете пройти бесплатную диагностику и получить бесплатную консультацию

Врач-ортодонт даст медицинское заключение: вам лучше подходят брекеты, виниры или элайнеры

Очень часто случается ситуация, когда младенец после двух месяцев жизни начинает пускать пузыри и слюни. Ротик зачастую оказывается влажным. Обеспокоенные мамы и папы тут же пускаются искать информацию по знакомым и форумам, советоваться со специалистами, нервничать и беспокоиться, а не заболела ли их кроха. Обеспокоенная семья ищет причины в возможных нарушениях работы внутренних органов. Успокойтесь, дорогие папы и мамы. Это не повод паниковать.

Причины, которые это объясняют

Вашему вниманию представлено пять естественных объяснений этого:

  1. Работа слюнных желез начинает проявляться активнее, они выходят из спящего состояния, хотя до этого из них выделялось совсем малое количество необходимой жидкости;
  2. Двухмесячный ребёнок ещё не научился правильно проглатывать слюну, еду или питье, поэтому он старается вытолкнуть нежелательное изо рта, вследствие чего и образуются пузырики;
  3. Такое необычное явление, как возникновение пузырей озадачивает и удивляет кроху, ему становится весело. То есть в ряде случаев ему нравится это делать, так он развлекается;
  4. Зубки у крохи формируются гораздо раньше, чем вы визуально это заметите. Ведь они не сразу прорезаются сквозь десну, а до тех пор растут внутри неё. Вот ещё одна причина обильного появления слюны;
  5. И наконец, младенец исследует окружающий мир, ему любопытно всё, что находится вокруг, что вокруг него находится. А как он изучает окружение в столь нежном возрасте? Он пробует всё на вкус и запах.
Читайте также:
Кашель и красное горло при прорезывании зубов у детей: причины и лечение

Именно то, что он стремится попробовать на вкус игрушки и другие окружающие его предметы и провоцирует дополнительное чрезмерное слюноотделение и заставляет кроху пускать пузыри ещё активнее. Именно таким образом антибактериальная среда в организме малыша становится сильнее. Таким образом укрепляется защита от пыли и грязи, попадающей в рот.

Как должна выглядеть здоровая слюна?

Здоровая слюна взрослого человека и малыша должна быть:

  • Прозрачная;
  • Жидкая;
  • Не должна пениться;
  • Не может быть тягучей, вязкой.

Функции, выполняемые ротовой жидкостью:

  • Поддержание в организме уровня рН в нормальных переделах;
  • Предотвращение развития кариеса и зубных камней;
  • Уменьшение числа вредных микробов, а значит и предотвращает появление неприятного запаха изо рта;
  • Конечно же, процесс обработки и переваривания пищи, ведь в полости рта происходит расщепление углеводов;
  • У новорожденных также предохраняет нежную слизистую оболочку от повреждения и раздражения;
  • Очищение полости рта от остатков пищи;
  • Именно липаза, находящаяся в полости рта, помогает в грудном возрасте лучше усваивать молоко, вот от чего слюноотделение такое обильное;
  • Также она активно участвует в формировании вкусовых ощущений.

Помощь и профилактика

Повязывайте подвязку-слюнявчик, ткань впитает в себя всю жидкость, а кожа шеи и груди останется сухой.

Очень важно проследить за тем, чтобы ребёнок, лежа на спине, не подавился и не захлебнулся. В таком случае вы можете услышать, как он хрипит и кашляет. Во избежание этих неприятностей, лучше класть малыша на бок или на живот, использовать не слишком высокую подушку. Таким образом, вся жидкость просто стечёт вниз и не нанесёт вреда.

Также существенную подмогу вам окажет пустышка. С ней гораздо легче будет проглатывать жидкость.

Когда отделение будет повышено в связи с прорезыванием зубок, необходимо сделать ему массаж дёсен, чтобы унять зуд и неприятные ощущения. Легонько нажимайте на те места, где наметились первые зубки.

Сколько времени займёт данный период?

Известно, что рефлекс глотания оказывается сформированным только к четырем-пяти месяцам жизни. А до этого времени малыш старается сам решить проблему слюноотделения, развивающегося быстрее глотательного рефлекса. Поэтому, мамам и папам рекомендуется использование слюнявчика – это сэкономит ваши силы, а дитя будет сухим и довольным.

Однако, как только по достижению пятимесячного возраста ваш малыш научится проглатывать образовывающуюся жидкость, у него активно начнут прорезываться зубки. Поэтому нагрудник далеко прятать не нужно.

Ещё один совет родителям – не стоит постоянно вытирать щеки, нос, рот и подбородок. Пусть эту проблему решает всё тот же нагрудный аксессуар. Поскольку, если вы переусердствуете с этой процедурой, у малыша может начаться покраснение, дискомфорт и аллергия.

Тревожные симптомы

В том случае, если вы сомневаетесь, находится ли слюноотделение в пределах нормы, то следует сходить к доктору, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо патологий и заболеваний.

Вспомните о свойствах здоровой слюнной жидкости, которые мы приводили выше. Обратитесь к доктору, если присутствует хотя бы один из вышеперечисленных признаков.

Какими нарушениями может быть вызвано появление пузырей:

  • Аллергический ринит (сюда можно отнести реакцию на пыль, различные цветы и растения, тип ткани, животных и так далее);
  • Насморк, мокрота в горле, кашель, то есть простуда, также могут заставить пускать больше пузырей, чем обычно.
  • Нарушения эндокринной функции (страдает щитовидная железа);
  • Неврологические нарушения (обязательно сочетается с другими признаками).

В конце статьи хочется подвести резюме: выделение грудничком пузырчатой слюны – вполне естественный процесс. Он перестанет это делать, как только у него сформируется глотательный рефлекс.

Видео: почему ребенок пускает слюни?

В данном ролике терапевт Анна Родионова расскажет, какую функцию выполняет слюна в организме малыша, почему он вытекает изо рта бесконтрольно:

Сигналы задержки развития речи у ребенка

Один из главных показателей психического благополучия ребенка – своевременное, соответствующее возрастным нормам развитие речи. Ведь речь – это не только средство общения, но и главный инструмент мышления, пропуск в мир познания и становления ребенка как личности.

В двух словах о причинах

Причины затруднений в овладении речью могут быть разными. Например, снижение слуха, повреждения головного мозга на ранних этапах (родовые травмы, недоношенность, инфекции и пр.), генетические предпосылки могут привести к задержке, несмотря на образцовое общение родителей с детьми.

Читайте также:
Как вырвать молочный зуб в домашних условиях и в стоматологии: когда это необходимо?

Но есть и другие, крайние примеры, которые каждый из нас видел: расстроенный ребенок плачет, капризный или утомленный кричит – родитель «затыкает» его соской и дает в руки гаджет, наслаждаясь воцарившейся тишиной и покоем. Социально-педагогическая запущенность может выглядеть и по-другому, но суть остается прежней: ребенок испытывает коммуникативный голод, не получает качественной и достаточной стимуляции речевых зон мозга. Рассчитывать в таких случаях на своевременное развитие речи как минимум не логично.

На что обратить внимание

Выяснением причин займется специалист (педиатр, невролог, детский нейропсихолог, детский психиатр), когда вы к нему обратитесь: даст рекомендации семье, направит к специалистам смежного профиля, если требуется. Но своевременное обращение, то есть распознание проблемы, иногда определяется ответственностью и осведомленностью родителей.

  1. Ребёнок не замирает, не сосредотачивается на вас, когда вы с ним говорите

На первом месяце жизни малыш, развивающийся нормально, начинает реагировать на голос другого человека: притихает, как бы прислушивается. На третьем месяце жизни ребёнок фиксирует на говорящем взгляд, выражает ответные эмоциональные реакции (улыбка, оживление).

2. Монотонное гуление

К третьему-четвёртому месяцу жизни ребёнок начинает гулить, чередовать нараспев гласные звуки (в основном «а», «у, «э») с призвуками, похожими на мягкое «г» или «х» (классическое «агу-агху»). Часто такими певучими слогами ребёнок откликается на речь, обращенную к нему. Если ребенок на пятом-шестом месяце гулит стереотипно, не меняя интонацию, не прислушиваясь к собственному голосу, то это может свидетельствовать о нарушении слуха. Если гуление очень скудное или отсутствует полностью, это может быть признаком тяжелой патологии. И в том и в другом случае необходимо обратиться к специалисту (детскому неврологу, педиатру).

3. Отсутствие лепета. Однообразно интонированный лепет

К восьмому-десятому месяцу гуление сменяется лепетом – повторяющимся слогам, состоящих из гласных и согласных звуков. Сперва этот репертуар прост: «мамамама», «дядядядя», но по мере развития ребёнка он усложняется, слоги становятся разнообразнее, появляется ритм: «ка-га-ка», «мя-ля-ня» и т.д. Заставить родителей насторожиться должен однообразный, не развивающийся, не усложняющийся лепет, а также отсутствие к году — году с небольшим у ребёнка лепетных слов («мама», «баба», «папа», «ам», «дай», «бах»).

4. Бедный словарный запас, отсутствие попыток произносить «взрослые слова»

Примерно к 1 году и 8-9 месяцам ребёнок осваивает слова с неповторяющимися слогами («кися», «тётя»), а также демонстрирует попытки произносить слова из трёх слогов («офка» — «коровка», «синя»-«машина»). Активный словарь (т.е. слова, которые ребенок способен произносить сам) насчитывает 20 — 40 слов. Если ребенок в этом возрасте предпочитает использовать свой старый словарь, имеет смысл присмотреться повнимательнее к развитию его речи, постараться богаче наполнять его речевую среду (больше разговаривать, читать книжки, проводить совместные игры).

5. Отсутствие простых предложений в речи к двум годам

В два года активный словарь разрастается до 50-200 слов. Ребёнок начинает употреблять простейшие предложения, услышанные от взрослых («Идём гулять», «Пора спать»), а также пытается конструировать предложения самостоятельно («Кися иди», «Баба, дай!»). Если малыш не делает таких попыток, стоит задуматься, достаточно ли сделано для развития его речи.

6. Неумение классифицировать предметы к трём-четырём годам

В этом возрасте активный словарь насчитывает от 1000 до 2000 слов. Ребенок уже понимает, что словом «кошка» обозначается не только его кошка, но и все кошки вообще, «мама» — не только его, но все мамы. Дети учатся распределять предметы по категориям: знают, к примеру, что тарелка, вилка, чашка – это посуда, а собака, заяц, корова – животные. Если к четырехлетнему возрасту для ребёнка это понимание ещё недоступно, стоит встревожиться, возможно, малыш отстаёт в развитии или имеет проблемы с памятью.

7. Бедная речь, отсутствие развернутой речи к пяти годам

В пять лет ребёнок способен как к диалоговой (ответы на вопросы), так и к монологической речи. Он использует времена глаголов, местоимения, предлоги, приставки и суффиксы («Приехал — уехал», «стул — стульчик»). Для всего этого необходимо, чтобы у малыша было достаточное развитое представление о пространстве, времени. Если ребенок избегает таких сложных слов, обходится одними существительными или глаголами, говорит односложно к этому возрасту — это неблагоприятный знак, необходимо проконсультироваться у специалиста.

8. У ребёнка «каша во рту», сложно понять, что он говорит

Возраст физиологического косноязычия, когда ребёнок неправильно произносит некоторые звуки в силу недостаточно развитого артикуляционного аппарата, заканчивается к четырём годам. Если речь ребёнка неразборчива после этого возрастного этапа, то это повод обратиться за консультацией специалиста.

9. Речевые штампы

Бывает так, что ребенок удивляет всех своей богатой, развёрнутой речью. Он может даже с удовольствием «красоваться» своими монологами перед взрослыми и другими детьми. Однако в диалоге выясняется, что ребёнок затрудняется отвечать даже на простые вопросы, строить предложения, выражать свою мысль и очень быстро устает от такой беседы, переводя её на хорошо заученную тему. Это бывает, если малыш, имеющий проблемы в речевом и, как правило, мыслительном развитии, компенсирует этот недостаток хорошо развитой памятью, и декламирует (подчас довольно большие) отрывки из любимых книг, мультфильмов, песен.

Читайте также:
Уход и профилактика

Вместо заключения

Всё сказанное еще раз говорит о том, что ситуация, в которой ребёнок не говорит вообще к трём, а тем более четырём годам, является совершенно не типичной. Такая ситуация в любом случае (даже если «это у нас семейное, папа тоже не говорил до пяти» или «дедушка до семи лет вообще молчал») требует внимания профессионалов.

Случается, речь ребенка пропадает или искажается после перенесенных психотравмирующих событий, либо в рамках течения психического заболевания. Раннее выявление этих состояний также содействует оказанию своевременной помощи.

Если что-то из перечисленного замечено у ребенка, не стоит ждать «у моря погоды», теряя драгоценное время. Развивающиеся сперва как бы параллельно мышление и речь на определенной стадии (начиная с 2,5-3 лет) смыкаются и подстёгивают развитие друг друга: мышление становится речевым, а речь — всё более осмысленной. Отсюда несложно сделать вывод: не получая «поддержки» со стороны речи, мышление ребёнка задерживается на более ранней ступени развития, нежели мышление его «говорящих» сверстников. Таким образом, ребёнок, не получивший вовремя помощь и не научившийся оперировать речью, в худшем сценарии может «заработать» вторичную умственную отсталость.

Расстройства аутистического спектра у детей также могут сопровождаться задержкой речевого развития. Нередкой при аутизме является ситуация, когда у ребенка до какого-то возраста речевое развитие соответствовало возрасту или даже шло с опережением – появился лепет, первые слова, но затем навыки утрачиваются. Очень важно пройти своевременное обследование у детского психиатра для исключения и подтверждения диагноза раннего детского аутизма. Увы, в условиях детской поликлиники у врачей-психиатров очень большие нагрузки и не всегда достаточно времени и инструментов для полноценной диагностики при плановых осмотрах в 2 года. В нашем центре несколько квалифицированных врачей владеют самыми современными методиками обследования детей для раннего выявления расстройств аутистического спектра. Лучше подстраховаться и исключить наличие такого заболевания у ребенка, если же оно все-таки выявляется, то раннее начало лечебных и реабилитационных мероприятий – залог того, что ребенка удастся максимально адаптировать, развить его навыки.

Не нужно бояться визита к детскому психиатру в нашем центре. Данные обследования являются конфиденциальной информацией, ребенок не будет «поставлен на учет» и факт обращения не будет передан никуда в сторонние организации. По результатам обследования будет составлен план реабилитации ребенка, подобраны специальные методики в зависимости от установленной причины задержки речевого развития. В ряде случаев может потребоваться и лекарственное лечение, однако одни медикаменты не могут решить проблемы, «волшебной таблетки», развивающей речь, не существует. Лекарства лишь могут облегчить ребенку занятия по правильно подобранной программе.

Возраст-зависимые проявления неврозов у детей

М.Ю. Бобылова, невролог, ассистент кафедры детской неврологии ГОУ ВПО «Российский государственный медицинский университет» Росздрава, канд. мед. наук

Неврозы у детей проявляются совершенно иначе, чем у взрослых. Причем для каждого возрастного периода характерна определенная клиническая картина неврозов. Проявления невроза зависят от возраста, когда ребенок перенес стресс, и степени воздействия стрессового фактора.

В раннем детстве многие симптомы эмоциональных расстройств практически неотделимы от соматических нарушений. В.Е. Каган (1985) подчеркнул, что чем менее зрел организм, тем менее дифференцированы и более генерализованы его реакции, тем более при стрессе нарушаются функции внутренних органов. В.В. Ковалев (1985) выделил несколько уровней психоневрологического реагирования детей и подростков:

  1. соматовегетативный (0–3 года),
  2. психомоторный (3–7 лет),
  3. аффективный (7–11 лет),
  4. эмоционально-идеаторный (11–17 лет).

Дети раннего возраста и дошкольники, реагируя на стрессовые факторы, трансформируют психические нарушения в заболевания внутренних органов и двигательные расстройства. Физиологической основой этой трансформации является вегетативная нервная система, обеспечивающая гомеостатическое регулирование всех органов и систем. Именно нарушение гомеостаза с преобладанием тонуса одного из отделов – симпатического или парасимпатического – ведет к нарушению функционирования одной или нескольких систем организма. Возможность развития соматоформных проявлений неврозов связана с формированием у ребенка эмоций и самосознания.

Развитие сознания

Самосознание – совокупность всех представлений о себе, полученных в результате критического взгляда на себя, свои поступки, образ жизни и т.п. Дети первых месяцев жизни не способны выделять себя из окружающего мира. В ходе общения со взрослыми малыши начинают понимать, что они – единственные в своем роде существа. Осознание своего тела приходит в 3–8 месяцев, подражание людям и изучение норм поведения начинается примерно с 6 месяцев. Выражение отношения к другим людям наступает у ребенка с 7–8 месяцев. Внешний образ (узнает себя в зеркале, на фотографии) формируется у крохи с 8 месяцев. Проявление своего отношения к чему-либо в «сознательных эмоциях» – гордости, вины, стыда, смущения – появляется после года. О своих физических особенностях малыш знает примерно с 18 месяцев. Ориентация на социальные нормы в поведении, понимание и освоение половых ролей, «собственничество», элементы саморегуляции (самоинструктирование, самопоощрение, самопорицание) появляется у ребенка около 2 лет.

Читайте также:
Все симптомы прорезывания зубов: местные и общие, насморк и кашель, гематома и понос

В период с 2 до 6 лет ребенок стремится освободиться от полной зависимости от взрослых. Необычайно настойчивой становится познавательная деятельность крохи. К 3 годам многие дети располагают представлениями о своих возможностях. Дети старше 4 лет хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются разные требования. Пятилетние дети способны управлять своим поведением в соответствии с ситуациями, воспринимают себя членами социальной группы. В период с 6 до 11 лет у ребенка формируется представление личности о внешности, о степени эстетичности телосложения, а также самооценка. Самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку своих физических характеристик, способностей, нравственных качеств и поступков.

Развитие эмоций

Развитие эмоций в онтогенезе проходит ряд стадий в соответствии с общими закономерностями развития психики. До года ребенок выражает эмоции при помощи крика, который имеет определенную эмоциональную окраску. У новорожденного крик негативно интонирован. С 2–3 месяцев ребенок способен эмоционально реагировать на эмоциональное состояние матери. С 4–5 месяцев появляются эмоционально окрашенные движения, с 5–б месяцев – радость, с 7–8 месяцев – спокойное состояние неудовольствия. К концу первого года ребенок способен утешать расстроенную мать. На втором году жизни у малыша формируется эмоциональная реакция на похвалу, отрицательные эмоции выражаются не только криком – он топает ногами, дерется, кусается. В этом возрасте ребенок легко перенимает отрицательное эмоциональное состояние другого человека, поэтому, если в яслях заплакал один малыш, начинают плакать все остальные.

В период от 2 до 6 лет эмоции носят бурный, но нестойкий характер, ребенок быстро переходит от одного эмоционального состояния к другому; его легко испугать, рассердить, но легко и заинтересовать, вызвать удовольствие и радость. Ребенок трехлетнего возраста действует под влиянием возникших в данный момент чувств и желаний, которые неустойчивы, но очень сильны. Он может плакать, кричать, хлопать в ладоши, визжать, кусаться и т.д. К концу третьего года жизни у крохи появляется чувство юмора. В период от 2 до 4 лет у ребенка начинают формироваться моральные переживания – «что такое хорошо и что такое плохо». Пятилетний ребенок способен воспроизвести переживания других людей и связать их с определенными действиями, что проявляется в ролевых играх. В этом возрасте дети очень рады совместной деятельности с родителями, способны резко реагировать на разлад в семье, ссоры. У детей может возникнуть чувство ревности, гордости и самоуважения, появляется эгоизм. Крайне выражены в этом возрасте чувства удивления и любознательности. Начинается становление и социальных эмоций – переживания ребенком своего отношения к окружающим людям, которые формируются в системе межличностных отношений.

В младшем школьном возрасте (6–11 лет) происходит дальнейшее развитие эмоциональной выразительности, интонаций, оттенков мимики. У ребенка формируется система личных отношений в классе.

В подростковом (11–17 лет) и более старшем возрасте продолжается развитие социальных эмоций с интенсивным ростом социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то ценного ради другого человека. При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет свою эмоциональную напряженность и существует уже на более спокойном эмоциональном фоне.

Нарушение нормального становления эмоций и сознания у детей, особенно раннего возраста, проявляется заболеваниями внутренних органов. Это явление получило название соматизация. Предрасположенность к соматизации связана с особенностями воспитания в семье, с тем, каких болезней у себя и ребенка опасаются взрослые, при каком заболевании крохи взрослые больше волнуются. При этом физическое неблагополучие ребенка приобретает двойственный характер. С одной стороны – это рефлекторное отражение его эмоций внутренними органами, а с другой – привлечение внимания взрослых и возможность манипулировать ими.

Виды соматизации у детей

От 0 до 3 лет
соматовегетативные проявления

Аффективно-респираторные приступы могут начинаться у детей на первом месяце жизни. Они провоцируются резкой сменой окружающей среды, например внезапным погружением в воду при купании или испугом. Ребенок кричит, «закатывается», у него напрягаются мышцы-разгибатели шеи, выгибается туловище. От крика синеет носогубный треугольник, и на высоте крика внезапно происходит задержка дыхания на вдохе, кожа синеет. Через несколько секунд ребенок приходит в себя, дыхание становится регулярным.

Нарушения кормления. Дети плохо берут грудь, беспокоятся во время кормления, отказываются от груди. Чаще это защитная реакция на неприятные ощущения, возникающие во время кормления, например чувство боли при неврогенном пилороспазме, повышенном газообразовании. Негативные ощущения прочно ассоциируются с актом сосания по типу отрицательного условного рефлекса. В дальнейшем закрепляются срыгивания, а при наличии функционального пилороспазма бывает рвота.

Нарушение сна выражается в длительном засыпании, частом спонтанном пробуждении, раннем пробуждении, крике, вздрагивании при тихих звуках, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца и др.), сонливости или возбуждении в течение дня, иногда полной инверсии сна и бодрствования. Нарушение сна возникает после неприятного раздражителя: неудобное положение в кроватке, перегрев или охлаждение, боли в животе, чрезмерный свет или темнота и т.п. Нарушение сна быстро закрепляется по типу условного рефлекса на длительное время и усиливается после перенесенных заболеваний.

Читайте также:
Лечение зубов у детей под общим наркозом и местной анестезией: отзывы, цена, плюсы и минусы

На втором году жизни у детей могут возникать устрашающие сновидения, эпизоды приступов ночных страхов. Ребенок, не просыпаясь полностью, начинает кричать, вскакивать в кровати. По выражению лица и отдельным высказываниям крохи можно заключить, что он видит что-то страшное. В этом состоянии он не узнает близких, плохо ориентируется в окружающей обстановке. Ночные страхи по типу упрочившейся условной связи нередко сохраняются в течение длительного времени.

Дневные страхи (страх чужих лиц, новых игрушек и т.д.) возникают под влиянием экзогенных факторов – физических и психических. Например, после вакцинации ребенок долго боится врачей.

Желудочно-кишечные расстройства. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами. Нарушения со стороны кишечника легко возникают под влиянием различных психогенных факторов по типу условной связи. Так, склонность к привычным запорам может возникнуть, если ребенок под влиянием эмоции страха однажды задержал акт дефекации. Особенно легко запоры или недержание кала возникают в новой для детей обстановке. При исследованиях кала патология не обнаруживается. Однако при длительных запорах, которые приводят к вторичным нарушениям моторики и флоры кишечника, в анализах кала могут быть выявлены патологические изменения.

Нарушение аппетита, расстройства жевания и глотания. Дети отказываются от твердой пищи, медленно жуют, пережеванную пищу долго держат во рту. Зачастую это обусловлено страхом глотания, развившимся в связи с какими-либо неприятными ощущениями в процессе кормления (очень горячая или холодная пища, боль в горле, насильственное кормление).

С нервной анорексией тесно связана привычная рвота. Дети отказываются от глотания густой или твердой пищи, при кормлении жидкой пищей у них появляется рвота, особенно если в пищу попадал комочек или пенка. Иногда привычная рвота возникает при виде пищи. Рвотный рефлекс формируется с чрезвычайной быстротой. Бывает достаточно однократной рвоты, чтобы все раздражители, действующие на ребенка в данный момент (вид и запах пищи, окружающие предметы, слова), образовали связь с рвотным центром. Особенно легко закрепляется рвотный рефлекс после соматических заболеваний, во время которых наблюдалась рвота.

Избирательность в еде. Дети отдают предпочтение жидкой пище и отказываются от твердой. Некоторые боятся новых блюд или стремятся к поеданию несъедобного (уголь, известь, песок).

Функциональные сосудистые расстройства выражаются в быстрых колебаниях сосудистого тонуса (побледнение или покраснение кожных покровов, преходящие приступы цианоза, мраморность кожи). Дети, имеющие такие проявления, плохо приспосабливаются к изменениям погоды. В периоды понижения барометрического давления, повышенной влажности воздуха, сильных ветров все жалобы усиливаются, появляется раздражительность, капризность.

Гипертермия. После перенесенной острой вирусной инфекции у детей, подверженных неврозам, может длительное время (1–2 месяца) сохраняться субфебрильная температура, повышенная утомляемость.

От 3 до 7 лет
психомоторные проявления

Неврозы, приобретенные в этом возрасте, характеризуются нарушением двигательной активности. Дети гиперактивны, не могут спокойно заниматься одной деятельностью. Следствием этого является высокая утомляемость и истощаемость, низкая устойчивость внимания.

В возрасте от 3 до 7 лет у детей впервые могут появляться невротические тики. Тики в 4 раза чаще возникают у мальчиков, а в общей популяции они встречаются у 7–13% детей. Ребенок начинает моргать, гримасничать, высовывать язык, пожимать плечами и т.д. Эти движения носят непроизвольный характер, усиливаются при волнении. Если не привлекать внимание ребенка к этим движениям, тики через некоторое время исчезают. Если же ребенок «узнал» о своих тиках, у него развивается вторичная невротизация, основанная на беспокойстве за свою внешность и возможные насмешки со стороны сверстников.

Заикание – нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное со спазмом мышц, участвующихв речевом акте. Переходящее заикание наблюдается у 4% детей, а стойкое – у 1%. Заикание чаще встречается у мальчиков. Возникает в возрасте от 3 до 5 лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с формированием мышления. Происхождение заикания связывают с неблагоприятным речевым климатом в семье – перегрузка информацией, попытки форсировать развитие речи, чрезмерная требовательность к речи и т.д. Спустя некоторое время после появления заикания у ребенка закрепляется негативное отношение к собственному дефекту. Позднее, в школьном возрасте, и особенно у подростков, возникает логофобия (дети стесняются говорить).

Нарушения сна. Предрасполагающим фактором служат возбуждающие события перед сном – приход родителей с работы, ссора родителей, просмотр телевизора или игра на компьютере и т.д. Ребенок долго не может заснуть, часто пробуждается, его беспокоят устрашающие сновидения.

Читайте также:
Детский ополаскиватель для полости рта: как выбирать и использовать

Нередко возникают снохождение и сноговорение. Нарушения сна сочетаются с различными страхами (темноты, одиночества и т.д.), патологическими привычками (сосание пальца, накручивание волос и пр.), навязчивыми ритуалами (многократное пожелание спокойной ночи, повторные просьбы к родителям).

Невротический энурез – непроизвольное мочеиспускание во время ночного сна. Энурез рассматривается как патологическое явление после 4–5 лет, так как в более раннем возрасте недержание мочи во сне является физиологическим и связано с незрелостью механизмов регуляции мочеиспускания. Распространенность энуреза у детей составляет 10%. Чаще встречается у мальчиков. Невротический энурез возникает после более или менее длительного периода сформированных навыков опрятности.

Невротический энкопрез – непроизвольное выделение кала при отсутствии заболеваний нижнего отдела кишечника или сфинктера анального отверстия. Появление энкопреза характерно для длительного и тяжелого невроза в результате нарушений взаимоотношений между матерью и ребенком, наличия длительного внутрисемейного конфликта, чрезмерно строгих требований к ребенку. Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает испражнения. Обычно дети болезненно реагируют на свой недостаток, стараются спрятать от родителей испачканное белье.

От 7 до 11 лет
аффективные проявления

У детей от 7 до 11 лет самым частым проявлением невроза является головная боль. Дети жалуются на головную боль и головокружение, при которых они чувствуют сердцебиение, тошноту, затруднение дыхания или глотания. Реже возникают немотивированные жалобы на боль в груди, спине, ногах, руках, сердце. Зачастую во время осмотра ребенка обращают на себя внимание депрессивные особенности его мимики (печальное, безучастное лицо), характерная осанка (опущенные плечи, сутулость), замедленность движений, вялость, безынициативность, необщительность, агрессивность. При этом ни сам ребенок, ни его родители не замечают нарушения настроения.

Другими проявлениями невроза у детей этой возрастной группы являются частые соматические болезни различной степени выраженности с нарушением пищеварительной, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной деятельности, выделительной функций, терморегуляции, а также хроническая боль.

С 11 до 17 лет
эмоционально-идеаторные проявления

В подростковом возрасте на первый план в клинической картине невротических расстройств выходят нарушения поведения, навязчивости. Еще до собственно клинических проявлений, в младшем возрасте, у этой группы пациентов появляются психопатологические расстройства (страхи, опасения за свое здоровье, навязчивые действия, ритуалы). Так, на ранних этапах формирования расстройств пищевого поведения ведущее место занимает страх перед едой, чувство тяжести и болезненные ощущения после еды, в результате чего пациенты ограничивают себя в еде, принимают слабительные. При прогрессировании симптоматики происходит нарастание дефицита массы тела вплоть до кахексии, обсессивно-фобические расстройства (страхи, ритуалы) приобретают большую выраженность, что утяжеляет клиническую картину, затрудняет лечение и реабилитацию больных нервной анорексией.

Кроме того, юношеский возраст характеризуется резким увеличением депрессивных дебютов, что обусловлено влиянием пубертатного периода, выступающего в качестве специфического стрессорного фактора. Отсутствие адекватных способов контроля и овладения своими эмоциями у части подростков проявляется в виде импульсивности, склонности к немедленному выражению вовне своих чувств и побуждений, ведущих к асоциальному поведению.

Таким образом, понимание того, как может реагировать детский организм на стрессовые факторы в зависимости от возраста, является ключевым моментом в профилактике и устранении соматоформных проявлений неврозов у детей.

Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет

Детский многопрофильный медицинский центр для детей от 0 до 18 лет

САМЫЕ ЧАСТЫЕ ПРИЧИНЫ БЕСПОКОЙСТВА У НОВОРОЖДЕННОГО

Даже при тщательном уходе на нежной коже ребенка могут возникнуть опрелости – пеленочный дерматит. Проявляется он покраснением и отечностью кожи в местах ее соприкосновения с мочой, калом, иногда – с грубыми пеленками. Обычно опрелости возникают в области ягодиц, в подмышечных, паховых и подколенных складках. При усугублении этого процесса на коже могут появиться трещинки, шелушения и мокнущие пузырьки. Такие повреждения создают благоприятные условия для развития опасных для здоровья малыша грибковых и бактериальных инфекций.

– соблюдайте правильный температурный режим, не перегревайте ребенка (оптимальная температура +22);
– ежедневно купайте (при отсутствии противопоказаний);
– увлажняйте кожу ребенка при возникновении сухости;
– обрабатывайте естественные складки кожи;
– устраивайте малышу воздушные ванны при каждом переодевании;

Если опрелости все же возникли:

1.Тщательнее проводите гигиенические процедуры:
– максимально ограничивайте контакт кожи ребенка с мокрыми и испачканными пеленками или подгузниками
– меняйте их до 12 раз в день.
2. Готовьте ванны для малыша с отварами лекарственных трав (ромашка, череда, кора дуба).
3. Применяйте лечебные косметические средства (мази, кремы, лосьоны).

ГИГИЕНА ПОЛОСТИ НОСА

Слизистая оболочка носа выполняет важную функцию – защищает организм от микробов, аллергенов, пыли, табачного дыма и т.д. Она удерживает эти негативные агенты в своем вязком слое, предотвращая их проникновение внутрь.

Важно помнить, что только при достаточном увлажнении слизистой носа нормальная работа ее защитных механизмов.

Если воздух в помещении становится сухим (при работе обогревателя), то снижается и увлажненность слизистой носа. В результате у малыша закладывает нос, затрудняется дыхание. Ребенок может отказаться от еды, поскольку ему трудно сосать. У него повышается восприимчивость к вирусным инфекциям.

Читайте также:
Слюни у 2 месячного ребенка, почему у грудничка обильное слюноотделение

Есть несколько способов добиться того, чтобы ребенок как следует, дышал носом:

1. Повышайте влажность воздуха в помещении:
– положите на батарею влажное полотенце и поставьте в комнате емкость с водой;
– используйте увлажнитель воздуха;

2. Применяйте средства для увлажнения полости носа:
– у новорожденных – физ. раствор (9г NaCl на 1л очищенной воды);
– старше месячного возраста – морскую воду с микроэлементами, например, хьюмер,салин,аквамарис и пр..

Период от 2 недель до 3 месяцев жизни младенца – самый сложный для родителей за весь первый год. Вам нужно научиться понимать своего ребенка, определять, почему он плачет, и правильно действовать, помогая ему. 70% малышей в этом возрасте беспокоят кишечные колики, причем чаще встречаются они у мальчиков, у первенцев и у детей, чьи мамы тревожно и мнительно настроены.

Колики – это приступы раздраженности, возбуждения или плача у детей, длящиеся несколько часов и повторяющиеся не менее трех раз в неделю. Связаны они с болью в кишечнике, при избыточном газообразовании. Часто колики возникают во время кормления: ребенок неожиданно кричит, ведет себя беспокойно, поджимает ножки или дрыгает ими.

Причиной возникновения колик может быть:

– чувствительность к продуктам, съеденным матерью;
– спазмы кишечника;
– проглоченный во время кормления воздух;
– темперамент малыша.

– чаще выкладывайте малыша на живот;
– после кормления поднимите и подержите малыша вертикально, чтобы он избавился от воздуха, попавшего во время кормления;
– не начинайте кормить малыша, если заметили вздутие живота; сначала помогите ему избавиться от возникших газов.

Это можно сделать с помощью таких приемов:
– поносите ребенка на руках, прижав животом к своему телу;
– приложите к животу малыша теплую пеленку или сделайте ему теплую ванну;
– легкими движениями помассируйте живот ребенка ладонью по часовой стрелке.

Помогут и лекарственные средства:

– травяные чаи;
– гомеопатические капли;
– детские препараты на основе симетикона.

К числу самых распространенных нарушений функций кишечника у младенцев относятся запоры – ими страдают 10-25% детей первого года жизни.

Важно помнить, что стул новорожденного должен быть желтым, однородным, кашицеобразным, без примесей слизи или сгустков крови.

Частота стула у детей на грудном вскармливании 1-8 раз в сутки, на искусственном – до 4 раз в сутки. Если кишечник грудного ребенка опорожняется реже 1-2 раза в сутки и есть неприятные ощущения (беспокойство, вздутие живота, снижение аппетита), то это считается запором.Если ребёнок ходит в туалет 1 раз в 3 суток,находясь на грудном вскармливании,и это его не беспокоит,это может быть его нормой.

Причинами запоров могут быть:

– недостаточное употребление воды ребенком и/или матерью;
– несбалансированное питание ребенка и /или матери;
– дисбактериоз кишечника;
– несвоевременное или неправильное введение прикорма;
– перевод на искусственное вскармливание;
– заболевание ребенка (рахит, гипотиреоз и др.)

Методы лечения запоров у детей грудного возраста

1. Диета:
– достаточный по возрасту прием жидкости;
– своевременное введение прикорма с содержанием пищевых волокон (фруктовое, овощное пюре, соки);
– уменьшение потребления продуктов с крепящим действием (творог, рис, мучное, чай);
– коррекция диеты кормящей матери;
– включить в рацион кисломолочные продукты;
– уменьшите употребление животных жиров, заменив их растительными;
– употребляйте продукты, содержащие пищевые волокна,- овощи, фрукты, крупы, хлеб грубого помола.

2. Общеукрепляющие меры:
– массаж;
– физические упражнения;
– соблюдение режима дня.

3. Применение слабительных средств.
-Высокая температура

Первый сигнал о том, что ваш малыш заболел – это повышение температуры тела. Возникнуть оно может вследствие инфекционных заболеваний, перегрева, прививок, аллергических реакций, стрессов и других причин.

Оказание помощи при повышенной температуре:

– уложить ребенка в постель;
– давайте обильное теплое питье;
– снимите лишнюю одежду, оботрите тело ребенка теплой водой;
– при ознобе помогите малышу согреться (укрыть одеялом).
– проветривайте помещение, в котором находится ребенок.

Жаропонижающие средства следует применять при температуре выше 38,5 С, если ребенок старше 3 месяцев, и при температуре выше 38,0 С у детей до 3 месяцев. Если у вашего ребенка ранее случались судороги, имеются заболевания сердца или нервной системы, то жаропонижающие средства применяйте уже при температуре 38,0 С.

Наиболее безопасным жаропонижающим средством для детей во всем мире признан парацетамол и ибупрофен – они мягко снижают температуру и снимают боль.

Грудничок высовывает язык: почему ребенок показывает язык, жует и держит руку во рту, причины

Есть 10 тревожных знаков младенцев, при которых нужно немедленно обратиться к врачу, об этом важно помнить!

Любое недомогание младенца — повод показать его врачу. Во всем, что касается здоровья грудничка, лучше перестраховаться. Рассмотрим наиболее опасные симптомы

Температура. В рекламных роликах встревоженным родителям обычно рекомендуется дать малышу жаропонижающее лекарство, и улыбающееся дитя тут же заснет! Однако простуда или грипп за пару часов не проходят, а недолеченные — грозят осложнениями. Пострадать могут сердце, почки, головной мозг… Рисковать здоровьем грудничка не стоит! Если поднялась температура, необходима консультация педиатра или вызов бригады «скорой медицинской помощи»!

Читайте также:
Как уговорить ребенка лечить зубы: советы психолога, как подготовить к походу к стоматологу

Озноб у детей старше 3 лет — признак быстрого повышения температуры до 39−40°, а у младенцев — это еще и предупреждение о приближающихся судорогах, которые так называют фебрильными, то есть возникающими на фоне лихорадки. Необходимо вызывать скорую, а до ее приезда дать ребенку два детских средства в возрастной дозе, указанной на упаковке: во первых, жаропонижающее, а во-вторых, десенсибилизирующее (против аллергии).

Вздрагивания без видимой причины на первом году, особенно, если они накатывают волной (от 2−3 до 5−6 раз подряд), быстро следуя друг за другом .Обратите внимание: плохо, если грудничок вздрагивает сериями среди ночи, а вот те же самые симптомы в момент засыпания и при пробуждении — не в счет. Просто в начале и конце сна отдельные группы мышц неравномерно расслабляются, отсюда такой эффект.

Закатились глазки. В любом возрасте это симптом эпилепсии, но только не в период новорожденности: в первый месяц закатывание глаз — нормальное явление, если в остальном ребенок здоров. В начале сна у него немного повышается тонус мышц, приподнимающих веки, поэтому они не смыкаются до конца — сквозь них может проглядывать узкая полоска белка, а сами глазные яблоки при этом поворачиваются вверх и внутрь.Если заметили в поведении малыша что-то необычное, сообщите врачу!

Полоска над радужкой. Если над радужкой крохи периодически появляется белая полоска, как будто он широко открывает глазки от удивления, покажите ребенка детскому неврологу. Возможно, у малыша синдром гипервозбудимости или повышено внутричерепное давление (гипертензионный синдром). Чем раньше это выяснится, тем проще будет помочь крохе!

Замирание. Пусть даже длящееся считанные секунды, — это тоже повод для обращения к неврологу. Возможно, признак малых эпилептических припадков — абсансов. Сознание малыша отключается, что видно по застывшему, отсутствующему выражению его лица. Заподозрить неладное можно по косвенным признакам: ребенок не реагирует на голос, настойчиво обращенный к нему, у него из рук выпадает игрушка, которую он держал, а у некоторых деток абсансы сопровождаются непроизвольными, часто стереотипными движениями мышц лица, шеи, а также ручек и ножек.

Косоглазие и нистагм (подергивание глаз). Новорожденный пока не умеет фокусировать взгляд на предметах — этот навык появится только к месячному возрасту. А когда он делает такую попытку, то один, то другой глаз уезжает в сторону — на первом месяце физиологическое косоглазие вполне естественно, а вот со второго его не должно уже быть. Другое следствие неумения удерживать предметы в поле зрения — нистагм, при котором глазки крохи совершают непроизвольные скачки. В первые недели это в порядке вещей, если длится дольше, то необходимо проконсультироваться у врача.

Сопение и храп. Полость носа у младенцев тесная, носовые ходы узкие, покрывающая их слизистая оболочка содержит множество кровеносных сосудов, поэтому здесь легко развивается отек. В первые дни жизни затруднение дыхания может возникнуть и без насморка — в силу гормональных причин. Из-за этого малыш сильно сопит — практически храпит, плохо сосет, становится беспокойным!

Чтобы крохе легче дышалось, нужно ежедневно чистить носик. Влажными пальцами скрутите небольшие ватные жгутики и вращательными движениями осторожно продвигаться внутрь носовых ходов на 1,5−2 см.

Главный способ коммуникации младенца — плач!

Еще одним тревожным для мамы «звоночком» могут явиться бледность и синюшность носогубного треугольника у малыша, когда ребенок синеет при кормлении, плаче. Все это может быть вызвано низким гемоглобином, и в таком случае бывает достаточно назначить лечение кормящей маме. Однако важно не пропустить и кардиологическую патологию. Опять же, на последних сроках беременности при УЗИ-обследовании определяют грубые пороки сердца, но могут быть и малые аномалии, которые выявляются только после рождения малыша. Часто к трем годам малые аномалии нивелируются сами собой, но вполне возможно, что потребуется вмешательство. Поэтому если мама заметила, что ребенок регулярно синеет, у него одышка, он потлив (в норме грудные дети не потеют!), имеют место бледность и посинение ногтевых фаланг — это может говорить о скрытом пороке сердца. Нужно заострить на этом внимание педиатра, сделать кардиограмму, УЗИ сердца и записаться на прием к кардиологу.

В заключение хотелось бы обратиться ко всем мамам: будьте внимательны к своим малышам и не стесняйтесь задавать вопросы врачу, рассказывайте обо всех своих подозрениях.

Вовремя забитая тревога — залог своевременного и успешного лечения, а значит, и здоровья вашего крохи!

Ребенок высовывает язык? Ждите нарушение прикуса

У нарушений прикуса много причин, одна из них – дисфункция языка, или его постоянное неправильное положение. Расскажем подробнее, почему привычки высовывать кончик языка, загибать его и тому подобные с большой вероятностью приведут к ортодонтическим проблемам.

Читайте также:
Что делать если у ребенка болит зуб: как лечат детям молочные зубы

Ребенок высовывает язык? Это не безобидная привычка, а проблема!

Язык, нос, горло: все взаимосвязано

Носоглотка ребенка изнутри покрыта слизистой, которая в норме должна выполнять защитную функцию: задерживать вирусы, бактерии, частички пыли и других аллергенов. Но если слизистая пересыхает, она становится слишком тонкой и уязвимой.

Поэтому, кстати, в комнате ребенка должно быть прохладно и достаточно влажно.

Если же дома жарко, воздух сухой, слизистая носоглотки пересыхает, и любой вирус легко может проникнуть через истонченный защитный барьер. От этого возникают частые ОРВИ, связанные с насморком и отечностью носа.

Из-за этих заболеваний у ребенка нарушается носовое дыхание, у него постоянно приоткрыт рот и виден язык. Постепенно возникает привычка дышать ртом во сне.

Дыхание ртом во сне – очень тревожный признак

Рот приоткрывается, расширяя пространство для языка. И, разумеется, язык ребенка начинает занимать это дополнительное пространство во рту и вне его.

Так возникает дисфункция языка, затем она закрепляется в привычках у ребенка.

Возникает замкнутый круг: частые ОРВИ – заложенный нос – привычка дышать ртом – пересушенная слизистая – частые ОРВИ, а вдобавок возникает дисфункция языка.

Все это может привести к разрастанию лимфоидной ткани, а значит, к аденоидитам и тонзиллитам, поскольку именно нос обеспечивает фильтрацию воздуха, а при ротовом дыхании аллергены и вирусы попадают прямо в ротоглотку. При этом не происходит полноценного насыщения крови кислородом и нарушается ночной сон – по утрам ребенок встает невыспавшимся, днем ощущает сонливость и не может сконцентрироваться на учебе.

Обратите внимание: когда ребенок спит с открытым ртом – это очень тревожный симптом. Такая привычка легко переходит во взрослый возраст: возникают храп, апноэ и многочисленные негативные последствия от этого.

Дисфункция языка: как влияет на зубы

Привычка дышать ртом, в том числе во сне, приводит к усилению дисфункции языка. Ребенок начинает чаще высовывать язык (а язык – сильнейшая ротовая мышца), прикладывать дополнительные усилия и давить языком на зубы.

Что будет происходить с зубами, если развивается такая привычка?

  • Может сформироваться диастема – промежуток между передними зубами.
  • Могут нарушиться контакты зубов во фронтальном отделе, тогда появится открытый прикус – достаточно сложная для исправления патология: она наносит заметный вред состоянию зубов, так как вся нагрузка приходится на жевательные зубы в боковых отделах.

Открытый прикус у ребенка

  • Передние зубы могут ротироваться (поворачиваться вокруг своей оси) или образовывать протрузию – наклон вперед.

Зубы у детей достаточно податливы, так как ребенок растет, размеры его челюстей и место в ряду зубов постоянно увеличиваются. Поэтому тех усилий, которые оказывает язык, вполне достаточно для того, чтобы сдвинуть зубы, а вот вернуться назад к правильному положению самостоятельно они уже не смогут.

Еще одна проблема

Помимо ортодонтических нарушений, прибавятся трудности с произношением звуков. Логопедическая коррекция рассчитана на правильное строение зубов и функционирование языка, поэтому занятия с логопедом будут очень долгими и малоэффективными, если не устранить основную причину плохой дикции.

Как помочь ребенку?

Стоит понимать, что эти привычки возникают не сами по себе и не из-за плохого поведения. Замечания и напоминания, что нельзя высовывать язык, не сработают – нужно работать с основной причиной нарушения.

  1. Восстановить носовое дыхание.

Ортодонты часто назначают консультации отоларинголога, так как зубочелюстная система и органы дыхания тесно связаны. Удаление аденоидов, терапия хронических заболеваний, нормализация микроклимата дома, чтобы снизить частоту ОРВИ, закаливание и другие общеукрепляющие процедуры – все это может назначить врач, чтобы достичь ремиссии.

ЛОР может помочь восстановить здоровье для правильного функционирования языка

  1. Обратиться к ортодонту.

Только в таком порядке, иначе лечение не будет эффективным. Как только ребенок получит возможность дышать с закрытым ртом, можно переходить к исправлению положения зубов и языка.

Для этого созданы детские ортодонтические аппараты:

  • Пластины.
  • Трейнеры.
  • Аппарат Twin Block.
  • Детские элайнеры Kinder Smile.

Все эти аппараты съемные, действуют достаточно мягко, направляя зубы в период их активного роста. Ношение требует контроля со стороны родителей, но при правильном использовании проблемы решаются достаточно быстро – за несколько месяцев.

Только после этого можно приступать к занятиям с логопедом – когда будут устранены нарушение прикуса и основные проявления дисфункции языка, коррекция звукопроизношения будет идти гораздо успешнее.

Вы можете пройти бесплатную диагностику и получить бесплатную консультацию

Врач-ортодонт даст медицинское заключение: вам лучше подходят брекеты, виниры или элайнеры

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: